20 мая 2012 г.

из дневника о. Шмемана


Четверг, 20 января 1977

     Два часа перед телевизором:  inauguration  6  президента  Картера.  Как
всегда - а это "мой" шестой президент - восхищение Америкой, подлинная
радость. Простота всей этой  церемонии  -  и  потому,  что  отсутствует
всякая "церемониальность" и "символизм", она по-настоящему символична. В ней
вся Америка, все то невыразимое, что делает ее  действительно  великой.  Но,
конечно, главное, что меня  восхищает,  это  передача  власти,  передача,  в
которой  сгорает  всякая  вражда,  партийность,  соотношение  победитель   -
побежденный... Овация [бывшему президенту] Форду и  простые  слова  Картера,
благодарящего его от "себя и от имени всей нации".  Флаг.  Солнце.  Молитва.
Гимн. Все это грандиозно и предельно просто. Сейчас, пока я пишу,  Картер  с
женой, неожиданно для всех,  пошли  пешком  от  Капитолия  до  Белого  дома.
Радость толпы. Я убежден, что в памяти останется это шествие  президента  за
руку с женой... Речь его, однако, мне показалась слабой, да и сам он мне  не
очень симпатичен. Он все время улыбается, но глаза его  остаются  холодными.
Нет, восхищает меня Америка, ее глубокая сущность, Америка, нашедшая -  одна
во всем мире! - какую-то формулу, почти чудесную, государства и общества, не
превращающихся в идолов, сочетающую живую традицию ("принцип") с жизнью... И
опять думал о Солженицыне: вот что ему надо бы  смотреть,  во  что  вникать,
чему смиренно учиться. Но куда там... Учить можем  только  мы  из-под  наших
развалин, которые ничему никогда нас не учат...
=====================================
22 01 1977
........


Продолжаю книгу о Марксе. Какое падение был девятнадцатый век.  Падение
перспективы, уровня и объекта интереса, внимания. В  каком  духовном  болоте
прожил всю свою жизнь Маркс  и  как  этим  болотом  заразил  весь  мир,  все
сознание человеческое. Парадокс этой эпохи: одновременно и редукция человека
(Фейербах),  и  страстное  желание  его  освобождения.  Христианская   эпоха
(антропологический максимализм) возводит человека на небо, но мирится с  его
порабощением   на    земле.    Антихристианская    эпоха    антропологически
минималистична, но хочет "служить человеку". Все это звучит  гладко,  однако
по-настоящему до сих пор не объяснено, остается именно парадоксом.
===============================