7 июн. 2017 г.

Масса и Власть

Э. Канетти.
Страшная книга, полубезумная, в некотрой своей наготе и честности.
Тут же всплыла критическая ошибка, этого весьма любопытного текста,
ошибка не в части описательной, а в части предсказательной, ошибка,
связанная с пониманием процессов, психики единиц и обществ.
Юнг понимал лучше, он понимал, что монстры, управляющие коллективным безумием, войной и смертью могут вернуться, что в фашизме есть нечто, не связанное с периодом и временем, когда нечто
прорвало оболочку обыденности, вывело все на уровень культа силы и
смерти.

Нет никакого конца истории, никакой оды к радости, благополучного,
спокойного существования... вернее это иллюзия, локально может и есть,
в благополучных обществах, однако ... некая тревога уже разлилась, как
масло Аннушки, и кое-кому сильно умному и успешного таки могут отрезать голову, просто развлекаясь, чтобы не сильно задавался, не отрывался от ужаса бытия, ужаса смерти индивидуальной... которую не
заменить радостью смерти коллективной... массовой, когда все там будем, тогда не страшно, типа того.

вот еще... вопрос: является ли безумие выдающихся логиков чем-то
неествественным?  может быть в ненормальности Кантора, Геделя, Коэна
есть некая закономерность, ... не является ли безумным остальной мир?

ну разве не идиотизм радоваться жизни,  сейчас и теперь, когда завтра
ты превратишься в пыль?

человеческое, слишком человеческое, это всегда нечто животное..
еще один безумец, мысль вообще без-умна в понимании самовлюбленного идиота, ведь идиот всегда и во всем самовлюблен, нарцисс, всегда ребенок
и животное...

вперед в животный мир, в естественность и глупость, глупость мила и
животворяща, а может быть это не глупость? а что? глуп ли ребенок?
и нужно ли быть как дети?

Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
    Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
    Пустился в тёмный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
    Нестройных, чудных гре́з.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
    В пустые небеса;
И си́лен, волен был бы я,
Как ви́хорь, роющий поля,
    Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
    Как раз тебя запрут,
Посадят на́ цепь дурака
И сквозь решётку как зверка
    Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
    Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
    Да визг, да звон оков.

<октябрь—ноябрь 1833>


Беда не в безумии - беда в зависти  коллективных кретинов к высокому безумию одиночек, агрессивная зависть,  жестокая, смертельная...