7 июн. 2017 г.

Стая

Стая издавна выступает в четырех различных формах или функциях.

В них есть нечто текучее, они легко переходят друг в друга, но важно раз и навсегда определить, в чем они различаются. Самая естественная и подлинная стая - та, от которой, собственно, ипроисходит и с которой прежде всего связывается само наше слово,

- стая, которая охотится.

Она возникает тогда, когда речь идет об опасном и сильном звере, которого в одиночку не взять, или о массовой добыче, которую нужно захватить целиком, чтобы никто не ускользнул. Даже если огромное животное (например, кит или слон) убито кем-то в одиночку, сама его величина предполагает, что добыть его могут только все вместе и,
соответственно, делить его тоже нужно на всех.

Так охотничья стая переходит в состояние делящей стаи;
последняя может иногда наблюдаться сама по себе, но, в сущности, обе
составляют единство и должны анализироваться вместе. Обе нацелены на добычу, и только добыча в ее поведении и специфике - живая она или мертвая - определяет поведение стаи, образующейся для ее поимки.


Вторая форма, имеющая много общего с охотничьей стаей и связанная с ней множеством переходов,

 - военная стая.

Она предполагает наличие другой человеческой стаи, против
которой она направлена и которую воспринимает в качестве таковой, даже если на данный момент та еще не возникла. В своей первоначальной форме она нацеливалась на одну единственную жертву, которой следовало отомстить.

По определенности объекта убийства она близка охотничьей стае.

Третья форма - это оплакивающая стая. Она образуется, когда смерть вырывает из группы одного из ее членов. Маленькая группа, которая любую утрату воспринимает как невосполнимую, по этому случаю сплачивается в стаю.

Цель ее может состоять в том, чтобы вернуть умершего, либо отобрать у него для себя сколько можно жизненных сил, пока он не исчез совсем из виду, либо умиротворить его душу, чтобы она не держала зла
на оставшихся в живых. Во всяком случае что-то делать нужно, и нет человека, который в этом усомнился бы.

Под четвертую форму я подвожу совокупность явлений, у которых при всех различиях имеется нечто общее, а именно: желание прироста.

Прирастающие или приумножающие стаи образуются специально с целью увеличения численности как людей в группе, так и существ, за счет которых группа живет, то есть растений или животных. Прирост
имитируется в танцах, которым придается определенный мифологический смысл икоторые также известны повсюду, где есть люди.

В них выражается неудовлетворенность группы своей величиной. Следовательно, одна из сущностных характеристик современной
массы - стремление к росту - проявляется на раннем этапе, в стаях, которые сами по себе еще не способны расти. Ритуалы и церемонии должны как бы понудить этот рост; можно относиться к ним как угодно, но стоит задуматься о том, что со временем они действительно приводили к образованию больших масс....

Э.Канетти.

=================

Вообще говоря, существа сбиваются в стаи, для того, чтобы выжить,
человек это коллективное животное, да, но есть ведь и плюсы в стаях,
не все так мрачно, процессы торможения например:


Не  так  легко разобраться  в  механизме  торможения,  который  надежно
запрещает взрослым собакам всех европейских пород серьезно  укусить молодую,
в  возрасте  до  7-8  месяцев. По  наблюдениям  Тинбергена,  у  гренландских
эскимосских  собак  этот  запрет ограничивается молодежью собственной  стаи;
запрета кусать чужих щенков у них не существует.  Быть может, так же обстоит
дело и у волков. Каким образом узнается молодость собрата по виду -- это еще
не  совсем  ясно. Во  всяком случае,  рост не  играет  здесь  никакой  роли:
крошечный,   но  старый  и   злобный   фокстерьер   относится  к  громадному
ребенку-сенбернару,    уже   смертельно    надоевшему   своими    неуклюжими
приглашениями поиграть, так же терпеливо и дружелюбно, как к щенку такого же
возраста собственной породы.
     Вероятно, существенные признаки,  вызывающие это торможение, содержатся
в поведении молодой собаки,  а  возможно и в запахе. Последнее проявляется в
том, каким образом молодая  собака прямо-таки напрашивается на  нюхконтроль:
если только приближение взрослого пса кажется  молодому  в  какой-то степени
опасным -- он  тотчас бросается  на  спину и тем самым предъявляет свой  еще
голенький  щенячий животик, и к тому же выпускает несколько капель,  которые
взрослый тотчас же нюхает.
     Пожалуй  еще  интереснее и загадочнее, чем торможение,  охраняющее  уже
подросшую, но еще беспомощную  молодежь, -- тот тормозящий агрессию механизм
поведения, который запрещает "нерыцарское" поведение по отношению к "слабому
полу".  У толкунчиков, поведение которых уже  описывалось,  у  богомолов и у
многих других  насекомых -- как  и у многих пауков --  самки, как  известно,
являются  сильным  полом,  и  необходимы  специальные  механизмы  поведения,
препятствующие  тому, что  счастливый  жених будет съеден раньше времени.  У
мантид -- богомолов, --  как  известно,  самка  зачастую с аппетитом доедает
переднюю половину  самца, в  то  время  как  его  задняя половина безмятежно
выполняет великую миссию оплодотворения.
     Однако  здесь  нас  должны  занимать  не  эти  капризы  природы,  а  те
механизмы, которые у очень многих птиц и млекопитающих -- вплоть до человека
--   очень  затрудняют  избиение  представительниц  слабого  пола,  если  не
полностью  препятствуют  ему.  Что  касается  человека --  максима  "Женщина
неприкосновенна" справедлива лишь отчасти. В берлинском юморе, который часто
смягчает добросердечием вообще-то мрачноватые краски, побитая  мужем женщина
говорит рыцарски вмешавшемуся прохожему: "Ну а вам-то что за дело, коль меня
мой  милый бьет?!"  Но среди животных есть  целый  ряд видов, у  которых при
нормальных, т.е. не патологических,  условиях никогда не бывает, чтобы самец
всерьез напал на самку.
     Это  относится,  например,  к собакам и, без сомнения,  к волкам.  Я бы
совершенно не доверял кобелю, укусившему суку, и посоветовал бы  его хозяину
повышенную  осторожность -- особенно если в доме есть дети, --  потому что в
социальном торможении этого пса явно что-то нарушено.
     Однажды я пробовал выдать замуж свою суку Стази за огромного сибирского
волка; когда я  начал  играть с ним  -- она пришла  в  ярость от ревности  и
совсем  всерьез  набросилась  на  него.  Единственное,  что  он  сделал,  --
подставил озверевшей  рыжей фурии  свое  огромное светло-серое  плечо, чтобы
принять  ее  укусы на менее ранимое место. Совершенно  такой  же  абсолютный
запрет  обидеть  самку  существует у  некоторых  вьюрковых  птиц,  скажем  у
снегиря, и даже у некоторых рептилий, как, например, у зеленой ящерицы.
     У самцов этого вида агрессивное поведение вызывается нарядом соперника,
прежде всего ультрамариново-синим горлом и зеленой окраской остального тела,
от которой и  пошло  название ящериц. Торможение, запрещающее  кусать самку,
явно  основано  на обонятельных  признаках. Это  мы  с  Г. Китцлером однажды
узнали, когда самую крупную самку из наших зеленых ящериц коварно раскрасили
под  самца с помощью  жирных цветных  мелков. Когда мы выпустили  прекрасную
даму  обратно  в  вольер,  то  она --  разумеется,  не  подозревая  о  своей
внешности, -- кратчайшим путем побежала на территорию своего супруга. Увидев
ее, он яростно бросился  на предполагаемого самца-пришельца и широко раскрыл
пасть для  укуса.  Но тут  он уловил запах загримированной дамы и затормозил
так резко,  что его занесло и перевернуло.  Затем он обстоятельно обследовал
ее  языком -- и  после  того  уже  не  обращал  внимания  на  зовущую к  бою
расцветку,  что  уже  само  по  себе  примечательно для  рептилии.  Но самое
интересное -- это происшествие настолько потрясло нашего изумрудного рыцаря,
что еще долго после того он и настоящих самцов сначала ощупывал языком, т.е.
проверял их запах, и лишь потом переходил к нападению.
     Так его задело за живое то, что едва не укусил даму!


====
Ну да, так называемое рыцарское поведелние оно совсем не рыцарское,
а животное,  слишком животное,  просто торможение, инстинкт...

значение разума в жизни людей сильно преувеличено и лживо.

может быть разум и опасен и вреден для жизни, поэтому и торжествует этот идиотизм =

сознание искусственного разума, убийцы всего живого..
опасное торжество глупости.


может быть это и есть - та самая, за-еложенная  пошляками ... тяга к
небытию?

не думаю так.. думаю, что это просто глупость,
обыкновенная глупость животных,
вообразивших себя разумными животными, очень разумными...

Паскаль тоже того, пострался (мыслящий тростник, достоинство в мысли..) ...  видимо в нем было мало животного,
он был недоношенным и жил мало,
может быть это симптом,
как у Хавкина-урода, англичанина, который понимает
 - не нужно делать умные машины...

я знаю какие они, сам такой ггг
====================

ну да, некие поведенческие инстинты в малых дозах,
индивидуально,
смотрятся весьма забавно, но когда ... возникает критическая масса,
происходит качественное изменение,

как на футболе - безумие и драки фанатов, ищущих самоутверждение
в объеме родной массы, тоже тяга к индивидуальному небытию, в некотором смысле.
====

да, смешно, но качественное различие между двумя нобелевскими лауреатами Канетти (1905-1994) и Лоренцем (1903-1989) бросается в глаза

первый   -  слишком серьезен, по звериному серьезен, Лоренц же
мягок и остроумен, не скатывается  в маниакальность, выглядет
здоровее и веселей, выглядел... впрочем первый таки
более "выживший" ... но, возможно  и из ума, тоже.


пс. Ну да, посмотрел вики, Лоренц оказывается еще и книжку написал
про агрессию в больших дозах, вероятно о том же, глобально все выглядит
очень опасным, неестественно опасным...