10 янв. 2021 г.

30 лет спустя...

 Да и в самом деле, трудно найти чисто эстетическому истолкованию и оправданию мира, которое развивает эта книга, более разительную антитезу, чем христианское учение, которое и есть, и хочет быть лишь моральным, и своими абсолютными мерками, хотя бы, например, уже своей правдивостью Бога, изгоняет искусство, всякое искусство в область лжи, – то есть отрицает, проклинает, осуждает его. 

За подобными образом мысли и способом оценки, которые неминуемо враждебны искусству, если хоть сколько-нибудь неподдельны, я издавна чувствовал и враждебность к жизни, свирепое мстительное отвращение к ней: ибо всякая жизнь зиждется на иллюзии, искусстве, обмане, оптике, необходимости перспективы и заблуждения. 

Христианство с самого начала, по существу и в своей основе, было отвращением жизни к жизни и пресыщением жизни жизнью, которое только маскировалось, только пряталось, только наряжалось верою в «другую» и «лучшую» жизнь. Ненависть к «миру», проклятие аффектам, страх перед красотой и чувственностью, потусторонний мир, изобретенный для того, чтобы лучше оклеветать этот, на деле же стремление к ничто, к концу, к успокоению, к «субботе суббот» – все это всегда казалось мне, вместе с безусловной волей христианства признавать лишь моральные ценности, самой опасной и жуткой из всех возможных форм «воли к гибели» или по крайней мере признаком глубочайшей болезни, усталости, недовольства, истощения, оскудения жизни, – ибо перед моралью (в особенности христианской, то есть безусловной моралью) жизнь постоянно и неизбежно должна оставаться неправой, так как жизнь по своей сущности есть не что неморальное; она должна, наконец, раздавленная тяжестью презрения и вечного «нет», ощущаться как нечто не достойное желания, нечто недостойное само по себе. 

А сама мораль – что если она есть «воля к отрицанию жизни», скрытый инстинкт уничтожения, принцип упадка, унижения, клеветы, начало конца? И, следовательно, опасность из опасностей?.. Итак, против морали обратился тогда, в лице этой спорной книги, мой инстинкт – то был заступнический инстинкт жизни, и изобрел себе в корне противоположное учение и противоположную оценку жизни, чисто артистическую, антихристианскую. Как было назвать ее?

----------------------------

Вот ИРШ писал, что коммуняки одержимы стремлением к не-жизни = а ведь он повторил то, что писал ФН про христианство.. = стремление к потустороннему, лучшему миру есть, по-существу, стремление к смерти, к отрицанию жизни как таковой, от отрицания текущей,пошлой, глупой, вырождающейся в скотство жизни = к отрицанию жизни как чувственной радости.

...........................

Кажется что Мысли Паскаля, переливаются ... через Шопенгауэра, в Ницше, и  тексты Ницше, звучат уже немного по-другому в текстах Юнга, именно Юнга, а не Фрейда, поэты понимают, что все они похожи... они филологи, именно так, и еще художники и музыканты, более нежели талмудисты разных мастей.


 

Комментариев нет: