15 дек. 2014 г.

Иван Алексеевич Бунин 1870 1953

ДЖОРДАНО БРУНО 1547 1600

«Ковчег под предводительством осла —                         ковчег под предводительством козла
Вот мир людей. Живите во Вселенной.                            вот руцкий мир. живите во вселенной
Земля — вертеп обмана, лжи и зла.                                  мордор - вертеп обмана лжи и зла
Живите красотою неизменной.                                         живите красотою неизменной

Ты, мать-земля, душе моей близка —              
И далека. Люблю я смех и радость,
Но в радости моей — всегда тоска,
В тоске всегда — таинственная сладость!»                    in tristitia hilaris ...

И вот он посох странника берет:
Простите, келий сумрачные своды!
Его душа, всем чуждая, живет
Теперь одним: дыханием свободы.

«Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь:                     в лугандон! ... животные!  на бойню!   *)
Я свергну трон слепой и мрачной веры.
Вы в капище: я распахну вам дверь
На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы

Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птоломея —
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!»

И он дерзнул на все — вплоть до небес.
Но разрушенье — жажда созиданья,
И, разрушая, жаждал он чудес —
Божественной гармонии Созданья.

Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине — и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.

«Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,
Поющая  над старой звонкой лютней!
Я мог твоим быть другом и отцом...
Но я один. Нет в мире бесприютней!

Высоко нес я стяг своей любви.
Но есть другие радости, другие:
Оледенив желания свои,
Я только твой, познание — София!»

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,

Что Бог есть Свет. И он умрет за Бога.                      

«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою.

Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали».

И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь. «Умерший в рабский век
Бессмертием венчается — в свободном!

Я умираю — ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!—
Он мысль мою развеет по Вселенной!»

1906
---------

*)  На торжество открытия памятника 9-го июня 1889 года собрались в Рим со всего мира пред­ставите ли, столетия, какое провидел Бруно, сто­летия, которое поняло и оценило его.

«Кто бы ни направился в Рим на чествова­ние, - гласило приглашение международного Комитета по устройству памятника, - всякий будет чувствовать, что различие нации и языков он оставил за собою и вступил в отечество, где нет этих перегородок. Присутствующие на откры­тии памятника, воздвигаемого с согласия и на денежные средства всех народов, будут там свидетельствовать, что Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов и своею смертью во всемирном Городе осветил эту свободу».

В итальянском произведении «Изгнание тор­жествующего зверя» наиболее богато, ярко и живо отразился духовный облик Джордано Бруно. Вме­сте с тем здесь всего свободнее и полнее сказа­лась горячая проповедническая натура Ноланца, а в драматическом изложении Диалогов есте­ственнее всего вылилась проповедь новой рели­гии человечества, религии разума и борьбы за свободу мысли и совести, проповедь, поставив­шая Бруно на исторической грани, как творца и вдохновителя новой философии культуры. В этом отношении «Изгнание торжествующего зверя» является типичным и характерным произведени­ем для всего шестнадцатого столетия, когда пи­сали и работали над созданием нового европейс­кого общества такие гениальные люди, как Коперник и Лютер, Сервантес и Шекспир, Бруно и Бэкон.

Не знаю, какой прием встретит у нас в России всегда искреннее и восторженное, порою буйно огненное слово Бруно.

Я хотел своей работой почтить, сколько было в моих силах, память гениального мыслителя, поэта и борца, сделав певца Всезвездной Любви и Героического Восторга доступным русскому на­роду хотя бы в одном только произведении.

Служить бессмертному слову - великое счас­тие!

А. Золотарев. Рим. 17 декабря 1911 года.

-----------------------------------------