18 мая 2012 г.

сила и спесь


..... современный средний европеец душевно здоровей и крепче своих предшественников, но и душевно беднее. Оттого он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой цивилизации. Школы, которыми так гордился прошлый век, внедрили в массу современные технические навыки, но не сумели воспитать ее. Снабдили ее средствами для того, чтобы жить полнее, но не смогли наделить ни историческим чутьем, ни чувством исторической ответственности. В массу вдохнули силу и спесь современного прогресса,'но забыли о духе. Естественно, она и не помышляет о духе, ........

и далее, специльно для людей умственно-карьерного труда:


Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для
этого требуется незаурядное самомнение, и наивная вера в собственное
совершенство у него не органична, а внушена тщеславием и остается мнимой,
притворной и сомнительной для самого себя. Поэтому самонадеянному так нужны
другие, кто подтвердил бы его домыслы о себе. И даже в этом клиническом
случае, даже ослепленный тщеславием, достойный человек не в силах ощутить
себя завершенным. Напротив, сегодняшней заурядности, этому новому Адаму, и в
голову не взбредет усомниться в собственной избыточности. Самосознание у
него поистине райское. Природный душевный герметизм лишает его главного
условия, необходимого, чтобы ощутить свою неполноту, - возможности
сопоставить себя с другим. Сопоставить означало бы на миг отрешиться от себя
и вселиться в ближнего. Но заурядная душа не способна к перевоплощению - для
нее, увы, это высший пилотаж.
Словом, та же разница, что между тупым и смышленым. Один замечает, что
он на краю неминуемой глупости, силится отпрянуть, избежать ее и своим
усилием укрепляет разум. Другой ничего не замечает: для себя он - само
благоразумие, и отсюда та завидная безмятежность, с какой он погружается в
собственный идиотизм. Подобно тем моллюскам, которых не удается извлечь из
раковины, глупого невозможно выманить из его глупости, вытолкнуть наружу,
заставить на миг оглядеться по ту сторону своих катаракт и сличить свою
привычную подслеповатость с остротой зрения других. Он глуп пожизненно и
прочно. Недаром Анатоль Франс говорил, что 


дурак пагубней злодея. 

Поскольку злодей иногда передыхает