12 мар. 2009 г.

Просвещенное сердце

1. Но наступает момент, когда эта безликая толпа понимает, что «все равно Гестапо всех не убьет», и страх исчезает. Люди становятся безразличны к охране, пыткам, всех охватывает неимоверное чувство счастья свободы от страха. Утратив надежду на личное выживание, человек с легкостью и героизмом помогает ближнему. Такая помощь одухотворяет.
И то ли из-за этого (беспомощность охраны перед самозабвенной толпой), то ли из-за того, что уже скончалось от ожида-ния полсотни заключенных, всех распускают по баракам. Теперь каждый облегченно вздыхает – он жив, но уже нет того чувства безопасности, которое он ощутил, пребывая в толпе.

2. Иногда героизм становится наивысшим моментом самоутверждения. Но героями в лагере считаются не те, кто умер мученически за политические или религиозные убеждения, а тот, кто умер, пытаясь защитить других.
СС всячески стремилось устранить героизм, как проявление индивидуальности. За защиту других обычно расстреливали. Могла пострадать и вся группа, к которой принадлежал за-щитник.

3.Рабочая команда, состоявшая из заключенных евреев «мирно» возвращалась после доставки груза. Именно в такие моменты можно было немного расслабиться и поговорить. Им повстречался сержант СС по имени Авраам, который особо не любил евреев, за то, что над его именем подсмеивались сослуживцы. Увидев праздно идущих заключенных, он приказал им несколько раз упасть лицом в грязь. В группе были два брата из Вены по фамилии Хамбер. При падении один из них потерял очки, которые упали в придорожную канаву, наполненную водой. Он попросил сержанта разрешить ему найти свои очки. Обычно в лагере такие просьбы удовлетворялись. Но здесь на дороге просьба выйти из колонны становилась индивидуалистичным актом.

Получив разрешении Хамбер нырнул в воду, но очков не нашел. Еще раз нырнул – безрезультатно. Он уже махнул на них рукой и хотел вылезать, но сержант напомнил ему, что он просил разрешения найти очки и приказал ему нырять, пока он их не найдет. В результате, так ничего и не найдя, изнеможенный ныряниями заключенный скончался. Такова была расплата за «слишком личную» просьбу.

4. Другой способ разрушить веру и надежду заключенных в то, что они могут повлиять на свою судьбу, лишить воли к жизни - резко менять условия их жизни. В одном лагере, например, группа чешских заключенных была полностью уничтожена следующим образом. На некоторое время их выделили как "благородных", имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав в то же время пищевой рацион. Потом обратно - в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев - снова в карьер на мизерный паек, и т.д. Вскоре все они умерли.

Познавательная книжка.

ps. Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой - в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему

ps2. Личное. Очень большое, чуть не подавляющее число советских и постсоветских
людей были лишены (другими, более мягкими методами) именно этой самой важной
человеческой свободы и их выбор, часто, не имел индивидуального происхождения,
а был выбором "правил игры, вертикальной структуры, выбором их хозяина".
Столкнулся в упор. Был поражен. Вроде нормальный человек, а в критической для
товарища ситуации ведет себе как как угодно шефу, или шефу шефа, в общем, чтобы
не навредить своей карьере ... ясно, что эти люди пенсионеры, заботятся о пенсии,
о себе дорогих. Это, вообще говоря, слабая форма болезни, утрата индивидуальности
и детскость, ... нормальные же люди, неглупые, творческие, в определенном смысле,
т.е. способные решать задачи... но вот с постановками стремлением выйти за рамки
социального поведения не всегда хорошо. Самое печальное, что они не способны к
власти, вообще, даже если их нужно будет поставить (они не глупы и работоспособны),
то этого сделать нельзя. Они начисто лишены инициативы и смелости и не способны
быть руководителями, хотя и хотели бы быть ими. Это следствие воспитания, это получается когда есть шеф-отец-мать, всю жизнь, до конца... держал учеников в коротких штанишках, и жестко подавлял бунтовщиков.

Возможно поэтому и развалилась система стариков власти СССР, то же самое происходит
с советской наукой, на то же напралена пенсионная политика в пост-ссср, дать деньги
старикам и придавить молодых. Это путь к смерти.

Разговоры о пенсии... именно то, ведь пенсия у украинского пидстаркуватого прохвесора
выше его зарплаты и в 3-4 раза выше зарплаты молодых, тех без-умцев, которых удалось
уговорить работать забесплатно, во имя чистой любви к науке...такие есть, некоторые
после 2-5 лет эксплуатации начинают болеть, некоторые просто умирают.

Комментариев нет: