27 окт. 2022 г.

Догвилль

 - Зачем ты за мной приехал?
- Мы так и не успели закончить наш разговор, в котором ты назвала меня высокомерным. Теперь я хочу сказать тебе, почему я считаю высокомерной тебя. Я полагаю, таковы правила приличия.
- И поэтому ты приехал? Ты решил, что ты Бог. Я считаю, что это высокомерие, отец.
- Но именно это мне и не нравится в тебе, это ты у нас высокомерная.
- Не я выношу людям вердикты, папа, а ты.
- О! Ты не выносишь людям вердикты, потому что ты им симпатизируешь. И заброшенному ребенку и убийце, который вполне может оказаться не виновным. Ведь так? Во всем виноваты обстоятельства. Насильники и убийцы, по-твоему, просто жертвы, а я, я называю их псами, если только псы готовы жрать свою собственную отрыжку, то остановить их можно только плетью.
- Но псы не могут пойти против своей природы. Почему мы не должны их прощать?
- Их можно обучить полезным вещам, но при одном условии: если не прощать, когда их природа берет вверх.
- Я высокомерна, высокомерна потому что людей прощаю?
- Послушай только, как снисходительно ты это говоришь! В тебе сидит предубеждение, что никто, никто не может достичь столь высокого уровня нравственности, которого достигла ты, поэтому ты и оправдываешь их. Ты, моя дорогая дочь! Ты прощаешь других и оправдываешь их тем, чем бы никогда не стала оправдывать свои поступки.
- А почему я не должна быть милосердна, почему?
- Ты должна, но ты не должна отступать от своих собственных принципов. Они заслуживают за свои прегрешения те же наказания, что и ты за свои. Разве каждый человек не должен отвечать за свои поступки, но ты не даешь им этого шанса, а это и есть высокомерие.
- Эти люди делают все, что в их силах, чтобы остаться людьми, не смотря на все трудности.
- Но достаточно ли их усилий? И насколько они тебя любят?

Она посмотрела вокруг и увидела за оконными стеклами испуганные лица людей, наблюдавших за каждым ее шагом и ей стало стыдно, что к возникновению этого страха причастна и она. Как же она могла их возненавидеть за то, что они всего лишь проявили свою слабость? Вполне вероятно, что живя в одном из таких домов и сравнивая появившихся в городе незнакомцев с собой, она совершала бы точно такие же поступки, от которых она сама натерпелась в Догвилле? Если честно, неужели она сама удержалась бы от того, чтобы делать то же, что делали все жители этого городка. Она задумалась. И в этот момент облака разошлись, с неба полился лунный свет. И вместе со светом в Догвилле снова все немного изменилось. Казалось, что свету, который до этого был таким милосердным и тусклым, в конце концов надоело скрывать недостатки этого городка. Теперь вы не могли представить себе ягоду, которая когда-нибудь появится на кусте крыжовника, а видели лишь шип, который торчал на месте будущей ягоды сейчас.
Теперь свет высвечивал все огрехи и изъяны домов и людей. И внезапно она нашла ответ на вопрос, который сама себе задавала: Поступая, так же как и они, она не смогла бы не оправдать свои действия и ни в какой-то степени осудить их. Ей показалось, что печаль и боль, наконец-то заняли в ее душе подобающее место. Нет, то, что они сделали было нехорошо и что человек, обладающий властью должен попытаться восстановить попранную здесь справедливость во имя других маленьких городков, во имя всего человечества и в последнюю очередь во имя конкретного человека, а именно - ее.
- Если вдруг кто-то опять попадет в этот город все повторится. Вот для чего мне нужна власть – чтобы сделать мир немного лучше. Есть город без которого мир станет лучше, и этот город – Догвилль.

==============================

прочитают и не поймут, что это про них,  про псов, готовых жрать свою

собственную отрыжку. 

они не псы, псы не они... 

ну да.

Комментариев нет: