7 апр. 2020 г.

Былые радости и я вкушал когда-то..

Связь славы и слова — одна из наиболее устойчивых языковых и
поэтических метафор. Да и этимологически слово и слава весьма близки.
Наконец, Слава Божия имеет и зримый облик: на многих иконах
она представлена концентрическими кругами разных оттенков зеленого
и голубого цвета, пронизанных тончайшим золотым светом.
Итак, первая наша гипотеза состоит в том, что смысл слова
представляет собой волну (умопостигаемого) света, находящуюся в
сверхчувственном пространстве. При этом восприятие слова не просто
связано с восприятием света, а оно и есть восприятие света, только умного
света.
Когда волны распространяются свободно, без всяких препятствий,
то спектр их колебаний непрерывен. Это соответствует тому, что слово
(данное слово) может обозначать что угодно, его семема беспредельна.
Мы же знаем, что в реальном языке это не так: есть устойчивый набор
основных значений, есть их вариации и индивидуальные
слово-употребления, наконец, есть дремлющие внутри слова те его смыслы, которые
еще будут когда-то использованы.
По словам о. Павла Флоренского (Строение слова), слово имеет
внешнюю форму («тот неизменный, общеобязательный, твердый состав,
которым держится все слово; его молено уподобить телу организма»)


и внутреннюю, которую «естественно сравнить с душою этого тела,
бессильно замкнутой β самое себя, покуда у нее нет органа проявления,
и разливающую вдаль свет сознания, как только такой орган ей
дарован». К внешней форме слова относятся его фонема («костяк слова»)
и морфема («ткани тела»). Семема, смысловая оболочка представляет
внутреннюю форму.
Далее о. Павел представляет эту схему таким наглядным образом:

Слово может быть представлено как последовательно обхватывающие один
другой круги, причем ради наглядности графической схемы слова полезно фонему его
представлять себе как основное ядро, или косточку, обвернутую в морфему, на
которой в свою очередь держится семема.

И поскольку мы уже говорили о связи слова и славы, этот образ
концентрических кругов или сфер следует сопоставить с образом небесной
Славы на иконах, с ее круговой структурой.

Это подсказывает нам, что слово имеет иерархическое устройство,
очень похожее на устройство атома в физике — в основе лежит твердое
ядро, а вокруг электронные оболочки. Если атом не возбужден, то он
замкнут в себе и ничего не излучает. Спектр же его возможных состояний
дискретен, имеется наиболее вероятные основные «значения», и далее эти
основные состояния немного размыты (свойство спектральных линий).
Последнее отвечает оттенкам в индивидуальном употреблении значений
слова. Более высокие уровни размазываются, сливаются друг с другом,
образуя ту колышащуюся бесконечную семему, о которой писал о. Павел.
И это вторая наша гипотеза об устройстве слова, более конкретная
и явно открытая для дальнейшей работы

Такие фразеологизмы, как «спектр значений» слова или его
«смысловые обертоны», имеют все права существования в языке, но, думается,
у них есть возможность существовать и как понятия в науке. И тогда
слова Вильгельма фон Гумбольдта, что, общаясь, мы ударяем «по одной
и той же клавише своего духовного инструмента», обретут свой
подлинный и точный смысл.

=========================================================

Вот что осталось от прошлого, небольшой отрывок, звук. образ, Слово

Спасибо Алексею Николаевичу,  напомнил....