17 июн. 2017 г.

Анаксагор, 2017

АНАКСАГОР

Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен.
Он был слушателем Анаксимена.
Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle),

следующим образом начав свое сочинение,
написанное слогом приятным и возвышенным:
"Все, что имеется, было совокупно,
затем пришел Ум и установил в нем распорядок".
За это его даже прозвали Умом: Тимон в "Силлах" говорит о нем так:

Был, говорят, и Анаксагор, сей Ум многомощный:
Впрямь, не его ли умом, от сна пробужденным внезапно,
Все, что разлажено было дотоль, вдруг сладилось вместе?

Он отличался не только знатностью и богатством,
но и великодушием.

Так, свое наследство он уступил родственникам;
они попрекали его, что он не заботится о своем добре,
а он ответил: "Почему бы тогда вам о нем не позаботиться?"

И в конце концов, отказавшись от всего,
он занялся умозрением природы,
не тревожась ни о каких делах государственных.

Его спросили:
"И тебе дела нет до отечества?"
Он ответил:
"Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!" – и указал на небо.

Говорят, при переправе Ксеркса ему было 20 лет,
а всего он прожил 72 года.
Аполлодор в "Хронологии" утверждает,
что он родился в 70-й олимпиаде,
а умер на первом году 88-й олимпиады.

Заниматься философией он начал в Афинах при архонте Каллии 6 в 20 лет
и прожил там, говорят, целых тридцать лет.

Он утверждал, что солнце есть глыба,
огненная насквозь,
а величиной оно больше Пелопоннеса
что на луне есть дома и даже холмы и долины.
Первоначала же суть гомеомерии :
как золото состоит из так называемой золотой пыли,
так и все представляет собой связь подобочастных маленьких телец.

А первоначало движения есть Ум.
Такие тяжелые тела, как земля, занимают нижнее место;
легкие, как огонь, – верхнее;
а вода и воздух – среднее.
Ибо именно так поверх плоской земли отстаивается море и влага превращается в пары под солнцем.

Звезды первоначально двигались куполом,
так что полюс был виден над самой вершиной земли
и лишь потом получил отклонение.

Млечный путь есть отражение звезд,
не освещенных солнцем; кометы – скопище планет, испускающих пламя;
падающие звезды – подобие искр,
выбрасываемых воздухом.
Ветры возникают оттого, что солнце разрежает воздух;
гром – это столкновение туч;
молнии – трение туч;
землетрясение есть обратное проникновение воздуха в недра земли.
Живые существа рождаются от влаги,
тепла и земнообразности,
а потом уже друг от друга,
самцы – от правой стороны [матки], а самки – от левой.

Говорят, он предсказал падение небесного камня при Эгоспотамах
– по его словам, камень этот упал с солнца .

На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил:
"Для наблюдения солнца, луны и неба".

Ему сказали: "Ты лишился общества афинян".
Он ответил: "Нет, это они лишились моего общества".

При виде Мавсоловой гробницы он сказал:
"Дорогостоящая гробница – это образ состояния, обращенного в камень".

Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине;
Анаксагор сказал ему: "Спуск в Аид отовсюду одинаков".


Анаксагор был также первым, кто издал книгу с чертежами.

Падение небесного камня произошло в архонтство Демила;
и Анаксагор сказал, что из камней состоит все небо,
что держатся они только быстрым вращением,
а когда вращение ослабеет, то небо рухнет.

О суде над Анаксагором рассказывают по-разному.
Сотион в "Преемстве философов" утверждает,
что обвинял его Клеон,
и обвинял в нечестии – за то,
что он называл солнце глыбой, огненной насквозь, –
но так как защитником у него был ученик его Перикл,
то наказан он был пеней в пять талантов и изгнанием.

о приговоре он сказал:
"Но ведь и мне и им давно уже вынесла свой смертный приговор природа!"

Гермипп в "Жизнеописаниях" рассказывает,
что в ожидании казни его бросили в тюрьму;
но выступил Перикл и спросил народ: дает ли его,
Перикла, жизнь какой-нибудь повод к нареканиям?
И услышав, что нет, сказал:
"А между тем, я ученик этого человека. Так не поддавайтесь клевете и не казните его,
а послушайтесь меня и отпустите".



Когда правители города спросили, что они могут для него сделать, он ответил:

"Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каждый год освобождают от занятий".

А когда он умер, граждане Лампсака погребли его с почестями и над могилой написали:

Тот, кто здесь погребен, перешел пределы познанья –
Истину строя небес ведавший Анаксагор.