23 апр. 2015 г.

И. А. Бунин

Из жизни Арсеньева:

Она уже  лежала  в
постели, читала;  увидев меня, вскочила в радости  и удивленья --  "как, уже
приехал?" Когда я, поспешно  рассказывая всю  свою поездку,  стал со  смехом
рассказывать про фельдшерицу, она перебила:
     -- Зачем ты рассказываешь мне это? И глаза у нее наполнились слезами:
     -- Как ты жесток  со мною!  -- сказала она, торопливо  ища под подушкой
платочек. -- Мало того что ты бросаешь меня одну...
     Сколько раз в жизни вспоминал я эти слезы! Вот  вспоминаю, как вспомнил
однажды   лет  через  двадцать  после  той  ночи.  Это  было  на  приморской
бессарабской даче.  Я  пришел с  купанья  и лег  в  кабинете. Был  жаркий  и
ветренный   полдень:   сильный,   шелковисто-горячий,   то  затихающий,   то
буйно-растущий шум сада вокруг дома, тень и блеск в деревьях, мотанье туда и
сюда мягко гнущихся  ветвей... Когда ветер, густо шумя, рос, приближался, он
вдруг  раскрывал   всю  эту  древесную  зелень,  окружавшую  окна  тенистого
кабинета, показывал в ней знойно-эмалевое небо, и тотчас раскрывалась и тень
на белом  потолке  --  потолок,  светлея, становился фиолетовым. Потом опять
затихало,  ветер,  убегая,  терялся  где-то  в  дали  сада,  над  обрывом  к
прибрежью. Я глядел на все это, слушал и вдруг подумал: где-то, двадцать лет
тому назад, в том давно забытом малорусском захолустье, где мы с ней  только
что  начинали  нашу общую  жизнь,  тоже  был  подобный  полдень; я проснулся
поздно, -- она уже ушла на службу, -- окна в сад тоже были открыты и за ними
вот  также шумело, качалось, пестро блестело, а по комнате вольно ходил  тот
счастливейший ветер, что  сулит близкий завтрак, доносит запах жареного
лука;  я, открывши  глаза, вздохнул этим  ветром  и,  облокотившись  на свою
подушку,  стал  глядеть на  другую, лежавшую рядом,  в которой еще оставался
чуть слышный фиалковый запах ее темных прекрасных волос и платочка,  который
она,  помирившись  со мной,  еще долго держала в  руке; и, вспомнив все это,
вспомнив, что с тех  пор я прожил без нее полжизни, видел весь мир и вот все
еще  живу  и вижу, меж тем как ее в этом  мире  нет уже целую вечность, я, с
похолодевшей головою,  сбросил ноги с дивана, вышел и точно по воздуху пошел
по аллее уксусных деревьев к обрыву, глядя в ее пролет на  купоросно-зеленый
кусок моря, вдруг представший мне страшным и дивным, первозданно новым ...
     В ту ночь я  поклялся ей, что  больше  никуда не поеду. Через несколько
дней опять уехал.
==============================================================

и это .. это напомнило, почему-то напомнило одно из самых известных его
стихотворений:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.



Стихотворение 1918 года,
года, когда уже стало ясно,
что ничего уже не будет больше, ни цветов, ни травы, ..
что пена поднялась,
массы восстали,
безумные лидеры впали в революционный экстаз,

что нужно валить,
иначе завалят тебя...
и вот опять все повторяется,

опять... только уже и в храмах,
символах чистоты и приюта..
торжествует ложь и подлость,
храмы уже  не нужно разрушать,
храмы мертвы,  лживы..
ну, по крайней мере, для меня...

после всех подлостей
так называемого русского или около-русского народа,
подлостей 2014 года

нет, нет, не жаль.
случится то, что неизбежно,
пусть будет так, как должно быть.

Цветочки же всюду одинаковы,
весной над водой в саду,
неизменно возрождаются весной, как Христос

был ли счастлив Ты в жизни земной, спрашивают: