16 апр. 2015 г.

Это не боярышник





Затем  я  возвращался к боярышнику, -- так возвращаются к произведениям искусства, ибо,
по нашему мнению, они производят более  сильное  впечатление после  того,
как некоторое время на них не смотришь,  но я напрасно делал из своих рук экран, чтобы перед моими глазами был  только  боярышник:  чувство, какое он пробуждал во мне, оставалось смутным и неопределенным, и оно тщетно пыталось  высвободиться  и  слиться с цветами.

Цветы боярышника не проливали света на мое чувство, а другие  цветы  не  насыщали  его.
  И  вот,  когда  я испытывал радость, переполняющую нас при виде картины любимого художника, --
картины,  не  похожей  на те, которые были известны нам прежде, --
или когда
нас подводят к картине, которую мы раньше видели у  него  в  карандаше,
или
когда  музыкальное  произведение, которое нам до этого проигрывали на рояле,
предстает перед нами облаченным в  цвета  оркестра,

 меня  подозвал  дед  и, показав  на  изгородь тансонвильского парка, сказал:
 "Ты любишь боярышник -- погляди-ка на этот розовый куст: какая  красота!"

В  самом  деле:  это  был  боярышник, но только розовый, еще красивее белого.
Он тоже был в праздничном  уборе,  в  одном  из  тех,  какие  надевают в настоящие праздники, то есть в праздники церковные, ибо они тем и отличаются от  праздников  светских,  что случайная  прихоть  не приурочивает их к дням, для них не предназначенным, в
которых ничего праздничного, по существу, и нет, но только убор его был  еще
богаче,  потому что цветы, лепившиеся на его ветвях, одни над другими, точно
помпончики, увешивающие пастуший посох в стиле  рококо  и  унизывавшие  весь
куст,  были  "красочные", следовательно, по законам комбрейской эстетики, --
высшего качества, если судить о ней по шкале цен в "магазине" на площади или
у Камю, где самыми дорогими бисквитами были розовые.

 Да я и сам  выше  ценил творог  с  розовыми  сливками,  то  есть  такой, куда мне позволяли положить давленой земляники.

Эти цветы избрали окраску съедобной  вещи  или  изящного украшения  в  наряде,  надеваемом по большим праздникам, -- окраску, которая именно потому, что детям ясно, в чем ее преимущество, с полной  очевидностью представляется  им  самой красивой, и по той же причине они неизменно отдают ей предпочтение, как самой, на их взгляд, живой и самой  естественной,  даже  когда  они  узнают, что цветы эти ничего лакомого им не сулят и что портниха не прикрепляла их к платью.

И впрямь: я сразу почувствовал, как и  при  виде  белого боярышника, но только с большим восторгом, что праздничное настроение передается цветами не искусственно, подобно ухищрениям человеческой выделки,  -- что  так,  непосредственно, с наивностью деревенской торговки, украшающей переносный престол, выразила его  сама  природа,  перегрузив  куст  чересчур  нежного  оттенка  розетками  в  стиле  провинциального "помпадур".

На концах ветвей, как на розовых кустиках в горшках, обернутых в бумагу с  вырезанными
зубчиками,  --  кустиках,  по  большим  праздникам  распускающих на престоле тонкие свои волоконца,  --  кишели  полураскрытые  бутончики  более  бледной  окраски,  а  внутри  этих  бутончиков,  словно на дне чаши розового мрамора, виднелись ярко-красные  пятнышки,  --  вот  почему  бутоны,  в  еще  большей  степени,   чем   цветы,   обнаруживали   особенную,   пленительную  сущность боярышника, которая, где бы он ни распускался, где бы он ни зацветал,  могла  быть  только  розовой.  Составлявший часть изгороди и все же отличавшийся от  нее, как отличается девушка в праздничном  платье  от  одетых  по-домашнему,
которые  никуда  не  собираются,  вполне  готовый  для  майских богородичных
богослужений, он уже словно участвовал в них -- так, в новом розовом наряде,
сиял, улыбаясь, этот дивный католический куст.