16 мая 2009 г.

Психопаты шутят

Опубликовано в Psychopathology. Contemporary Jungian Perspectives (Ed. by A. Samuels). London: Karnac Books, 1989

(Об авторе: психиатр и юнгианский аналитик, почетный консультант Оксфордского Центра психического здоровья, автор многочисленных книг, включая «Целостность личности», «Динамика творчества», «Юнг и искусство психотерапии», «Школа гениев»).

===================================================================
Архетипическая тема победы
над «ужасной» матерью и присвоения через это ее фаллической силы хорошо иллюстрируется историей Персея.

Персей был сыном Данаи и Зевса. Ему было предначертано победить отца, сначала в образе Полидекта (царя, пожелавшего жениться на Данае), потом в виде Алозиуса – дедушки по матери, который преследовал его мать, заточив ее в башне. Но прежде чем Персей смог заняться отцовской стороной и воцариться на престоле, он должен был обратиться к материнской стороне в форме Горгоны. Афина Паллада явилась к нему во сне и рассказала о Медузе. Тогда Персей явился во дворец Полидекта, который обращал свое внимание на Данаю. Полидект посмеялся над ним, потому что тот не принес подарка, как это делали другие, посещая дворец. «Так ты говоришь, что твой отец один из богов. Так где же твой божественный подарок, Персей?»

Мы видим здесь, что Персей проигрывал в сравнении с другими молодыми мужчинами. Они могли обладать чем-то, чего у него не было, – и можно напомнить, что в начале статьи я предположил, что в описанных случаях ключевым моментом ситуации была нехватка у поциентов чего-то, чем обладали другие мужчины.

Когда Полидект подкалывал его, Персей принял вызов и ответил: «Подарок богов будет твоим, да получишь ты голову Медузы». Ему предопределено было сразиться с монстром, но он понимал, что не сможет победить без помощи. Афина появилась снова, на этот раз в сопровождении Гермеса. Персей получил от них (или от нимф, к которым его направили), следующие вещи: во-первых, меч для отсечения головы Горгоны (кривой); во-вторых, суньку, в которую он должен был засунуть отрезанную голову; в-третьих, Шит, чтобы смотреть на отражение Медузы и не превратиться в камень при прямом взгляде на нее; в-четвертых, пару крылатых сандалий, чтобы безопасно и быстро перенестись через море; в-пятых, шапку, способный сделать его невидимым.

Как отмечает Нойман* (1954), герой может пройти свой путь к триумфу при помощи божественного отца, роль которого здесь играет Гермес, и Афины, которую Нойман считает репрезентацией нового фемининного духовного принципа. Я уже отмечал на примере своих клинических случаев, что ребенок нуждается в любви обоих родителей, чтобы преодолеть страх перед матерью и получить свой мужской статус. Персей получает, с одной стороны, оружие, соответствующее фаллосу (кривое), а с другой– магические средства самозащиты, Шит и Шапку, которые сравнимы с вуалью Ино и представляют материнскую защиту и поддержку. Именно посредством позитивных отношений с родителями была преодолена затянувшаяся опасность их доминирования. Конечно, все эти дары, полученные от Гермеса и Афины, могут быть проинтерпретированы на разных уровнях: это истинные символы, и они представляют маскулинность и духовность !!!! , интеллект и силу сознания, а также инстинктивную основу маскулинного развития.

Персей побеждает Медузу, отрубает ее голову и помещает ее в суньку. Голова Медузы представляет интерес с психологической точки зрения. Фройд в 1922 году написал работу, в которой приписывает фаллические атрибуты Медузы страху кастрации. Он говорит:

---------
Волосы Медузы часто изображаются в произведениях искусства как змеи, и это снова знак кастрационного комплекса. Примечателен факт, что хотя они и пугающие, тем не менее, в действительности они служат для смягчения ужаса, т.к. они заменяют пенис, отсутствие которого вызывает страх. Это является подтверждением того технического правила, что умножение символов пениса означает кастрацию.

Взгляд Медузы заставляет зрителя застыть в ужасе, превратиться в камень. Заметьте, что здесь мы снова имеем те же корни кастрационного комплекса и такую же трансформацию аффекта! Так как застывание означает эрекцию. Таким образом, в первоначальной ситуации предлагается утешение для зрителя: он все еще обладает пенисом, и застывание фактически успокаивает его (р. 105).

---------


Я не могу согласиться с этим взглядом. Голову Горгоны едва ли можно интерпретировать как успокаивающий объект,....
несмотря на множество змей; напротив, она описывается как чрезвычайно ужасающая. Превращение в камень и полное обездвижение, конечно, не означает эрекцию – ситуацию, которая обычно предшествует усилению маскулинной активности. Скорее это похоже на «омертвение» перед лицом слишком сильной фигуры, имеющей как мужские, так и женские характеристики: другими словами, это Великая мать в ее деструктивном аспекте !!!!.

Задачей героя является освобождение себя от влияния Великой матери и достижение фаллической силы, которой ему не хватает. Персей помещает голову Горгоны в суньку – предположительно в мешок или мошну, которую каждый мужчина носит с собой и которая известна по латинскому названию как мошонка.

Далее он смог освободить Андромеду от морского монстра, этой темы я не буду здесь касаться. Он использовал голову Горгоны для изгнания Полидекта из дворца, показав ему голову и превратив его в камень. Но прежде чем он использовал голову таким образом, он должен был вернуть меч, шит и крылатые сандалии Афине и Гермесу: это точная параллель с возвращением Одиссеем вуали Ино в море сразу после того, как опасность миновала.

Финальный подвиг Персея также интересен. Он возвращается, чтобы найти Алозиуса, дедушки по матери, который нес ответственность за беды Данаи, связанные с ее заточением в башне. Здесь Персей принимает участие в соревнованиях с другим молодым мужчиной в метании диска. Но перед участием он снимает шлем и кирасу и предстает обнаженным перед толпой. Фактически, он достиг той ступени маскулинного развития, когда он может осмелиться открыть себя полностью(т.е. стать полным
П), т.к. он преодолел мать и теперь может эффективно конкурировать с другими П. Конечно, в метании диска он заходит дальше, и неизбежно порыв ветра подхватывает диск и убивает Алозиуса. Персей теперь восходит на трон и царствует счастливо с Андромедой.

======
Нойман, фон.
Neumann János Lajos), 28 декабря 1903, Будапешт — 8 февраля 1957, Вашингтон.

Комментариев нет: