Родился Григорий Сковорода на Полтавщине 22 ноября 1722 года в семье малоземельного казака Савы Сковороды. Позже Сковорода любил называть себя Григорием Вар - Савою, то есть Сыном Покоя."
"По обычаю своего времени Григорий закончил четырехлетнюю дьяковскую школу и в шестнадцатилетнем возрасте поступил в Киево-Могилянскую Академию."
"Пребывание Сковороды в Академии продолжалось с перерывами почти 20 лет. Время от времени он отвлекался от учебы: был и певчим императорской капеллы в Петербурге, путешествовал по Европе, преподавал в Переяславском Коллегиуме, но всегда возвращался к своей Alma Mater."
"Все это время мир ловил Сковороду. Ему предлагали и высокие мирские посты и духовную карьеру. Но он оставался верен своим принципам, отстаивал свою личную свободу и индивидуальность, не поддаваясь соблазнам мира.
“Хватит бродить по свету! Время пристать в гавань, нам известны твои таланты. Святая Лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столпом церкви и украшением обители.
Ах, преподобные! — возразил он пылко, — Я столпотворение умножать собою не хочу, достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Божьем.”
На вопрос харьковского губернатора Щербинина, почему Сковорода не возьмется за какое-то дело, он ответил, что мир подобен театру и что действующее лицо не за знатность роли, а за успешную игру хвалится.
“Я долго раздумывал над этим и после долгого испытания себя увидел, что не смогу сыграть в театре мира никакого лица успешно, кроме низкого, простого, безобидного и одинокого. Я сию роль выбрал, взял и удовлетворен.”
Обладая независимыми взглядами и собственными подходами к преподаванию, Сковорода не нашел общего языка языка с руководством Харьковского коллегиума. Это было последнее место работы ученого и педагога. С тех пор он становится странствующим философом, без занятий, дающих средства к существованию."
"Посох путника — это глубокий символ его духа. Он брал Библию, флейту и отправлялся все дальше и дальше. Серая свита, сапоги про запас и несколько подшивок работ — вот из чего состояло все его имущество."
А в возрасте семидесяти двух лет почувствовал приближение смерти, сам выкопал в саду яму, переоделся в чистую одежду, лег на лавку и умер. А на могиле, в соответствии с его пожеланием, были написаны ставшие крылатыми слова: «Мир ловил меня, но не поймал»."
Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.
Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.
Есть в природе притин своеволью:
Степь течет оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Черствый хлеб на чумацкой дороге,
Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.
Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий