6 мая 2009 г.

Крылья




Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.



В 1901 году у них родился желанный и долгожданный сын. Мальчик родился с небольшим дефектом верхней губы - все уверяли, что малыш необыкновенно мил и эта неправильность его нисколько не портит, но Врубель переживал это очень сильно.
Год спустя был готов знаменитый "Демон" - с огромного полотна на зрителя смотрела неземная красота и нечеловеческая грусть. Работу увезли для выставки в Петербург, но даже в выставочном зале Врубель, неудовлетворенный делом рук своих, все переписывал и переписывал картину. Очевидцы с мистическим ужасом наблюдали перемены в лице Демона - то глубокая печаль, то отчаяние, то сумасшедшее и страшное, чему и слова подобрать трудно.
Зимой этого года Надежда Ивановна пришла к ужасающему открытию: "Мне кажется, что мой муж сходит с ума!" Добились приема у самого доктора Бехтерева - он подтвердил страшный диагноз.
Чем дальше прогрессировало заболевание - тем больше была работоспособность художника. Он почти не выпускал из рук кисти или карандаша. В его голове с пугающей быстротой возникали невероятные, безумные замыслы. Жить с больным человеком стало невозможно. Маленького сына было решено отвезти к родственникам в Рязань. Врубелю стало совсем худо - прямо с поезда его отправили в психиатрическую клинику. Сразу же Надежда Ивановна похоронила своего отца и у нее тяжело заболела мать.
Невероятно, но все эти события не сломили ее не как человека, ни как певицу.
Осенью 1902 года на сцене все той же Частной оперы Саввы Мамонтова возобновляется чудесная "Снегурочка", а зимой Надежда Ивановна солирут в новой опере Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный". Вся пресса единогласно признала, что спектакли прошли в атмосфере праздника и красоты, "в натиске восторга", "единодушном порыве", Забела-Царевна "была озарена каким-то нечеловеческим светом".
Сама же актриса пишет в эти дни Римскому-Корсакову: "Вообще, неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование". Господа, это все слова, но за ними стоит высшее мужество, и я не всегда понимаю, почему у этого слова такой корень.
А Врубелю становится легче, его отправляют в Крым к родственникам, потом друзья зовут их отдохнуть в свое имение под Киевом. Перед отъездом серьезно простудился и заболел сын Саввочка, понадеялись на целительный южный деревенский воздух. Но малыш не поправился. 3 мая 1903 года на семью обрушился еще один удар - страшнее не придумаешь - мальчик умер.

Надежда Ивановна выстояла, а у Врубеля начался кризис. Больше года он провел в клиниках. В лечебнице Сербского ему помогли, наступило долгожданное улучшение. Врачи советовали ему по возможности, не оставлять живописи. И Врубель, как только приступы его оставляли, брал в руки грифель, кисти или карандаш.

В этот тяжкий для них период он пишет знаменитый "Портрет Н.И.Забелы на фоне березок" и невероятной красоты Шестикрылого Серафима". Работает над циклом рисунков из больничной жизни. Появилась надежда на выздоровление. Михаила Александровича выписали домой, Надежда Ивановна получила приглашение в Петербург, в Императорскую Мариинскую оперу. Но то ли певица пришлась не ко двору в северной столице, то ли сил после всего пережитого уж не было, но проявить себя на сцене так, как раньше, она не смогла.
Врубель работал, как одержимый: писал портрет жены: "После концерта", несколько автопортретов. Делал эскизы для костюмов к операм. Отвлекать себя позволял только жене - она водила его на обязательные ежедневные прогулки.
Год спустя в Париже проходили знаменитые Русские сезоны. Дягилев выделил в своем Осеннем салоне большую залу. Успех был необыкновенный - такой называют "восторженный" и "феерический".
Интенсивность, с которой творил художник, не могла не сказаться на его неустойчивом здоровье. Снова появились раздражительность, галлюцинации, странная разговорчивость. Из Москвы был вызван лечащий врач Усольцев. 5 марта Врубель простился с любимыми и дорогими людьми, повидался с другом юности и своим учителем профессором Чистяковым. Поросил Надежду Ивановну надеть для него платье, в котором он изобразил ее на картине "После концерта", сходил на выставку Нового общества художников. Вечером под наблюдением доктора поехал в Панаевский театр, в тот самый театр, где он встретил впервые свою Музу и Любовь.
И отправился в клинику. Осенью, в один из мигов просветления он напишет жене, неожиданно назвав ее по имени-отчеству и на "Вы": "Позвольте, уважаемая Надежда Ивановна, перед предстоящей нам разлукой от всего сердца благодарить за ту ласку, которую я видел от Вас. Вы знаете, какой приговор должен состояться надо мной, с содроганием смотрю в свое будущее".
Да, господа, самое страшное, что иногда сознание полностью возвращалось к нему и он отчетливо и здраво понимал, что происходит. А Надежда Ивановна не оставляла его - самыми светлыми минутами своей угасающей жизни он был обязан ей - она приходила к нему, читала ему, пела. Ее голос был с ним до последних минут.
Неподвижный, измученный, лежа на матрасе, наполненном водой Врубель ждал смерти. За два дня до конца он пришел в себя, встал, привел себя в порядок, попрощался с женой и сестрой, целуя их руки. Ночью подозвал санитара и сказал: "Николай, довольно мне уже лежать здесь - поедем в Академию". Через сутки он уже лежал в гробу в зале Академии художеств. Хоронили Врубеля з апреля 1910 года.

А Надежда Ивановна ненадолго пережила своего мужа. Те несколько лет, которые уготовила ей судьба, она посвятила двум великим Художникам, для которых она была Музой-вдохновительницей - Михаилу Александровичу Врубелю и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Она выступала с лекциями-концертами - пела сочинения своего любимого композитора и рассказывала о творчестве своего любимого художника. 20 июня 1913 года Петербург в последний раз аплодировал выдающейся артистке. Она заболела и умерла в ночь после концерта.


пс. Конец мая 2009. Возвращение. Серафим был упомятут. Подумалось, что
это .. 3 в одном = он, жена, сын с раздвоенной губой. цена видения. большая.
И еще, близкое - Пражская симфония Моцарта, услышалась.

Комментариев нет: