16 апр. 2009 г.

Владимир Андреевич Стеклов



Математик выдающийся. Это не умом, а всем существом своим понял.
Его идеи недооценены и размыты, недоброкачественным цитированием и замалчиванием.
Занимаясь аппроксимациями, совершенно случайно открыл книжку Его

Основные задачи математической физики.

И увидел, как же можно исказить и замолчать функции Стеклова, точнее его
разложение, именно это разложение и привело к столь популярной интерполяции,
К-функционалу Петре и породило большое количество работ. Цитируется.. никак,
в цЫтатниках - одна ссылка. Это очень смешно. Точно также не видна основная работа
Фавара, да и труднодоступна. Ладно - западные математики, они его просто не знают,
но наши... уж и не знаю что сказать, кроме как рекомендуется к прочтению, хотя бы для
того, чтобы понять строй мысли этого выдающиегося человека.


Воспоминания не читал, а следовало бы.

Для примера. Начало.

Прапрадед был крестьянин села Починок Нижегородской губ. Лукоянов-ского уезда. В просторечии имел кличку «поп Рогожа». Правительство его считало разбойником, а крестьянское население Лукояновского и соседнего Сергачского уезда своим заступпиком и благодетелем и самовольно поставило его в «попы».


Конец:

Само собой разумеется, что при всех указанных выше хлопотах и заботах, иногда приводивших, как указано выше, к весьма удовлетворительным результатам, я не прекращал научную работу. За время моего вице-президентства, т. е. начиная с 1919 г., мною написано достаточное количество мемуаров, помещенных в «Известиях РАН» (преимущественно по вопросу о разложении функций в ряды по полиномам Чебышева, о квадратурах (механических), о приближенном вычислении функций при помощи полиномов).
Отпечатаны два тома обширного сочинения «Основные задачи математической физпки» (около 600 стр.), готовится 3-й том.
Кроме того, написан и сдан Госиздату «Основной курс теории интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений» и готовится курс интегрирования уравнений с частными производными.

Сверх того напечатаны в Берлине биографии М. В. Ломоносова и Галилео Галилея и книга под заглавием «Математика и теория познания» философского, но сравнительно общедоступного характера. В «Известиях» же помещены некрологи о покойных академиках А. М. Ляпунове и А. А. Маркове. Напечатана одна статья по-итальянски в «Rendiconti dei Lincei» в Риме, представленная туда академиком Tullio Levi-Civita.

Под моей главной редакцией издан перевод 1-го тома Сочинений De la Vallee Poussin'a и начат печатанием 2-й том в переводе профессора Тамаркина (моего ученика) и Фихтенгольца.*

Достигнуть такого, так сказать, разделения административного и ученого труда, которое не мешает им идти параллельно, не сбивая друг друга, на мой взгляд, удается лишь благодаря особому режиму, усвоенному мною лет 40 тому назад, еще во времена студенчества.

День мой распадается на два. Утро от 10 час. до 5 или 6 я посвящаю административно-хозяйственной деятельности в академии. Затем обедаю и часов около 7 ложусь спать. Сплю до 9 1/2 иногда 10 [час]. Затем пью чай, забываю совершенно о всяких, как говорят, служебных делах и спокойно, ничем не отвлекаемый, сажусь за научную работу.
Эта работа продолжается до 4 или 5 [час. ] утра, а иногда и дольше, и когда напротив меня живущий академик Н. Я. Марр (о нем упоминал выше) встает, я ложусь спать! При трехчасовом послеобеденном сне мне вполне достаточно уснуть ночью от 4 или 5 до 9 1/2, т. е. 5, а иногда и 6 час.

Вот уже 40 лет веду такой образ жизни и нахожу его донельзя целесообразным и полезным для дела. В то же время, вопреки уверению гг. медиков, ни малейшего вреда для здоровья не замечаю. Слава создателю, дожил до 60 лет. Если проживу с пользой, а не прозябая, еще несколько лет, — что же больше нужно? Пусть такой образ жизни и сокращает мою жизнь лет хоть на 5. Велика беда, я зато за этот сокращенный срок сделаю больше, чем при другом режиме, хотя бы годы жизни и продолжились на 5 плп больше лет. Как будто бы есть какой-нибудь смысл в продолжительности жизни самой по себе. Для меня ни малейшего. Если бы мне предложили на выбор прожить 100 лет и сделать половину того, что я сделал и могу сделать, или 10 лет с условием, что я в это время выполню все, на что способен, я немедля принял бы второе предложение.
Вот если бы оказалось возможным считать произведенную полезную работу пропорциональной продолжительности жизни, тогда дело другое, но это вздор, никак не могущий быть доказанным, который поэтому как вздор должен быть отметен.

пс. Читаю дальше.Вообще говоря, повторяю, не устаю повторять, все видно с самого
начала, с первых страниц книжки, или с первых слов у доски, класс Человека виден
сразу. Ну, вот для примера, не буду делать копипаст, вобью руками (ибо грешно пользоваться машинкой копипастной ггг):

.. и тогда дядя Иван по субботам, когда заштатный поп служил за него всенощную, приходил к нам и мы вместе с ним занимались производством разных физических и химическихопытов, изучая, между прочим, совместно "Химию" Менделеева. Однажды во время таких опытов произошел у меня взрыв большого количества смеси бертолетовой соли с серой, причем я благодаря случайности отделался весьма счастливо (см. эксперименты Понтрягина, Долженко, Витушкина): хотя мне опалило лицо и руки и в течение нескольких часов я ничего не слышал кроме необычайного звона в голове, но глаза и барабанные перепонки остались целы. главная сила взрыва пришлась под углом от меня на стоявшие передо мной приборы и окно, которые оказались раздробленными и разметанными. На ироническое замечание отца: "Эх, брат Иван, тебе бы всенощную служить, а ты тут взрывы устраиваешь", - дядя Иван отвечал: " Ну, брат, мы здеь Богу-то больше угождаем, чем в церкви, там и заштатный поп сойдет!" Дяде Ивану в то время было "под пятдесят", а мне 17...

Комментариев нет: